Бум!

Итак, условия для промышленной революции созданы — законы соблюдаются, суды работают, налоги снижаются, земли продаются, население увеличивается. Ничто в США не мешало вкладываться в производство и получать прибыль. Мешали в Англии, законодательно запретившей вывоз в Америку чертежей и описаний станков, дабы не плодить конкурентов в машиностроении. Но нашелся ловкий малый с феноменальной памятью.

Сэмюэль Слэйтер (Samuel Slater) с десяти лет работал на ткацкой фабрике в английском Дербишире, в возрасте 21 года свалил в Штаты и за 4 года по памяти воссоздал натуральную ткацкую фабрику в местечке Потакет, Род-Айленд, издавна пиратском краю. В 1793 году в Америке открылась первая ткацкая фабрика. Первых рабочих — детишек в возрасте от 7 до 12 лет — Сэмюэль Слэйтер нанимал лично! Ваш тринадцатилетний балбес таскает двойки из школы и шпилит в айпадике? В Америке он не имел бы шансов устроиться на работу — слишком старый! Брали на работу только амбициозных и перспективных щеглов семи лет. Как уже указывал в предыдущей части — из городских трущоб.

Дальше дело техники. Ткацкие фабрики компании Samuel Slater & Company открылись в Коннектикуте, Нью-Гемпшире и Массачусетсе. Сэмюэль получил в Америке титул "Отца технической революции", а в Англии прозвище "Слэйтер-предатель" (Slater the Traitor). Вместе с открытием контрафактных ткацких фабрик подоспело американское изобретение номер один на все времена. Нет, не айфончик!

Коттон-джин! Коттон Джин Коттон Джин

Агрегат на фото — хлопкочистительная машина, которую в 1793-м году запатентовал Эли Уитни. Машина, как ясно из названия, очищала хлопок от семян и примесей и при этом, в отличие от беззаботных негров, делала это в сотни раз быстрей и качественней. С внедрением машины себестоимость хлопка обрушилась ниже плинтуса. Засевай да собирай. Остальное машина сделает! Американские плантаторы, ковырявшиеся с подешевевшим табаком и кукурузой, смекнули, что с такой чудо-машиной выращивание хлопка сделает их олигархами, в портянках от Версаче ходить будут! На оплату патента плантаторы – все как один серьезные бойцы за Независимость и Свободу! – благополучно забили. Не за это воевали! Изобретатель получил от них только сердечную благодарность и, возможно, грамоту!

Главный урок: американскую экономику построили натуральные пираты, которые с прибором клали на интеллектуальную собственность!

Тут небольшое отступление в сторону Британии. Как помним, Британия была цитаделью копирастии и берегла монополию на промышленное производство — это раз, и на торговлю с Индией — это два. В промышленных масштабах хлопок тогда выращивался в Индии, откуда морем доставлялся в порты Манчестера и Ливерпуля. Там же стояли–гудели ткацкие фабрики, с которых готовая хлопчато-бумажная ткань загружалась обратно на корабли и втридорога продавалась по всему миру. Незначительную конкуренцию индийскому хлопку составлял хлопок, производимый французами в Луизиане и транспортировавшийся в далекий город Лион, родину жаккардового станка, где тоже стояли–попукивали ткацкие мастерские.

После Луизианской сделки французские хлопковые плантации оказались посреди Америки и жизнь плантаторов заиграла новыми красками! Хлопкоочистительная машина — есть! Ткацкие фабрики — есть! Спрос — огромадный! Инфраструктура готова полностью, и вскоре вся пригодная для выращивания хлопка территория США стала использоваться именно для выращивания хлопка и получения колоссальных прибылей. США на монополию индийского хлопка положили — как написано выше — огромный пиратский прибор. Индия и ее флегматичные индусы с ходу проиграли конкуренцию шустрым неграм и малой механизации. Центр мирового производства хлопка переместился на юг США .

Сбор хлопка Сбор хлопка

На Севере тоже не скучали. После того, как в Европе изобрели паровозы и пароходы, стало ясно, что скоро их пиратские версии появятся в Америке. Так и случилось! В 1802 году в Шотландии построили пароход для буксировки барж «Шарлотта Дандес», а в 1807 году на реке Гудзон объявился колесный пароход Р. Фултона "Клермонт".

Пароход "Клермонт Пароход "Клермонт" или "Пароход Северной Реки"

Спустя несколько лет такие пароходы десятками сновали по рекам Миссисипи и Огайо. В 1830-х годах там плавало больше 1200 пароходов. Как мы помним, Камберлендская дорога, связывавшая приток реки Огайо с Северными Штатами уже была построена. Дорога, конечно, хорошо, но железная дорога лучше! Тем более в Европе уже появились паровозы и в 1825-м году там построили первую железную дорогу! Ушлые американцы не дремали. Между городами Балтимор и Огайо протянули рельсы, и 24 мая 1830 года запустили первые поезда на английской тяге. Спустя три года там уже сновали отечественные, американские паровозы:

первый американский паровоз "Tom Thumb" - первый американский паровоз

За двадцать лет было построено 14,5 тыс. км железных дорог и использовались они для перевозки грузов в том числе. Но это случится позже.

А пока в 1822-м году укротители Наполеона, так называемые члены монархического Священного союза в составе Австрии, Пруссии, России, Британии и Франции собрались на Веронский Конгресс, чтобы позаседать на тему "Как жить дальше?" В повестку дня включили следующие вопросы:

  • революция в Испании;
  • беспорядки в Латинской Америке;
  • прекращение работорговли;
  • разное.

Постановили революцию осудить, беспорядки в Латинской Америке путем военной интервенции прекратить, работорговлю запретить, ну и вообще.

Если первый пункт по поводу испанской революции американцев никоим боком не касался, второй — слегка обеспокоил, то третий пункт вызвал бурление и негодование. Какое такое прекращение? Растущая экономика в целом и хлопковые плантации в частности требовали новые бесплатные руки. Да и к чему вот это все, господа? Официальный завоз негров в США запрещен законодательно самими американцами в лохматом 1808-м году. С нарушителями закона сами как-нибудь разберемся, скажем "Ай-яй-яй!" и пригрозим "А-та-та!" Как смеют какие-то европейцы совать свои монархические носы в чужие республиканские дела? Надо залупиться в ответ! Ну, например, по поводу латиносов!

2 декабря 1823 года президент Джеймс Монро выступил перед Конгрессом с доктриной, что отныне США кладут свой беззаботный прибор на все европейские дела, но и европейцы пусть будут добры с алаверды! Нечего им делатьв Западном полушарии! С рабами разберемся сами, а латиносы пусть самостоятельно решают, как им жить и какие правительства выбирать. Война за независимость в Латинской Америке к тому времени тянулась 12-й год, а началась с далеких Пиренейских войн Наполеона, про которые все порядочные люди забыли. США, как мы помним, в то время удачно стибрили у зазевавшихся испанцев Флориду.

герой войны Латинской Америки против Испании Симон Боливар герой войны Латинской Америки против Испании Симон Боливар

После выступления Монро война в Латинской Америке сошла на нет. Испания без европейской военной помощи потеряла все американские колонии, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. На карте мира возникли экзотические образования: Мексиканские Соединенные Штаты, Федерация Центральной Америки, Колумбия, Перу, Чили, Боливия и Аргентинская Конфедерация.

Фух! Тяжесть с плеч! Америка получила новый рынок сбыта для своей незатейливой продукции и показала европейцам, кто в Западном полушарии хозяин. Можно заняться собственным обустройством.

В 1825-м году власть президентов-плантаторов кончилась. На сцену вышли промышленники и финансисты.

Шестым президентом США оказался Джон Куинси Адамс, один из авторов "Доктрины Монро", старший сын второго Президента США Джона Адамса. Единственный в истории США Президент, которого не выбрали, а назначили. Федералистская партия к тому времени была распущена, а ни один из четырех кандидатов от Демократическо-Республиканской партии не набрал большинство голосов выборщиков. Пришлось вмешаться Конгрессу, который кулуарно посовещался, с кем-надо обсудил, кого-надо послушал и что-надо решил. Президентом назначили Адамса, получившего 84 голоса республиканских выборщиков. Сенатор от Теннесси южанин Эндрю Джексон, набравший 99 голосов и получивший от Конгресса отлуп, расстроился, вспылил и свалил из Демократическо-Республиканской партии со всеми своими сторонниками, чтобы создать собственную партию, более понятную и менее продажную.

Новую партию решили назвать Демократической и постановили впредь вопросы решать большинством голосов, пересчитывая по головам, а не шушукаясь по углам, как продажные крысы. Демократическо-республиканская партия развалилась.

Ставленник Севера Джон Куинси Адамс оглядел фронт работ и понял, что все три предыдущих президента об имидже США не пеклись, международным авторитетом не интересовались, ни одного громкого проекта не запустили! Непорядок! Как с лидерами других государств общаться? Мы ж не хиллбилли какие-то с кентукщины. Надо срочно поднимать международный престиж!

Первым делом Куинси Адамс повысил налоги, ввел дополнительные таможенные пошлины и приступил к освоению бюджетов на благо родины. При Адамсе начали рыть каналы на реке Огайо (Chesapeake&Ohio Canal, Chesapeake&Delaware Canal и Louisville&Portland Canal), продлили Камберлендскую дорогу до Сент-Луиса, приступили к строительству Военно-морской обсерватории в Вашингтоне, запустили федеральную программу поддержки наук, включавшую открытие университетов по всей Америке. В самом начале его Президентского срока очень удачно случилось важное событие — заработал канал Эри (вырытый за 8 лет и за 8млн. долларов из бюджета штата Нью-Йорк). Канал связал Средний Запад с Атлантикой и запустил бурное освоение новых плодородных земель. Рыбацкие деревушки Буффало, Детройт, Чикаго и Кливленд внезапно превратились в крупные торговые и логистические центры. До открытия канала активной торговле с Атлантическим побережьем мешали Аппалачские горы, из-за которых поездка из Детройта в Нью-Йорк (985км) занимала 4 недели, при этом на горы приходилось 640км. пути. Зимой можно было застрять на пару месяцев. Доставка в Нью-Йорк, Балтимор и Филадельфию крайне дешевых на Западе зерна и мяса теряла экономический смысл.

С вводом канала время доставки грузов сократилось до 4 суток. В Нью-Йорке еда за зиму подешевела вдвое, и там же начался промышленный бум. У фермеров Среднего Запада появились деньги на покупку сельского инвентаря и прочие промтоваров. Вдоль канала разместились сотни мастерских, каждый город завел маленькую фабрику, чтобы впаривать свистульки и прочие перделки проплывавшим мимо лохам-сельским купчикам. Промышленный центр Америки переместился из Новой Англии в Центральные Штаты. Сам Нью-Йорк утвердился как самый большой морской порт США. Новая Англия переориентировалась на молочное животноводство, овощеводство и садоводство, то есть производство скоропортящейся продукции, которая требовала срочной обработки и быстрой доставки в промышленные города. Западные бывшие дремучие, а ныне аграрные Индиана, Иллинойс и Огайо превратились в житницу страны.

Атлантическое побережье и Средний Запад Атлантическое побережье и Средний Запад

Амбициозные проекты Адамса публика не оценила, ибо пользу от них получали промышленники Севера и городская босота. Согласно переписи 1830-го года численность населения 24-х штатов за 10 лет увеличилась на треть и составила 12 866 020 человек, из которых 2 009 043 были рабами. Четыре крупнейших города оказались на Севере (Нью-Йорк — 202 589, Балтимор — 80 620, Филадельфия — 80 462, Бостон — 61 392), пятый на Юге — Новый Орлеан всего лишь с 46 082 жителей. Население США на 90 процентов было сельским. Естественно, горожанин Адамс был обвинен в коррупции и так же, как отец, на второй срок не переизбрался. Вот так стараешься, пашешь как раб на галерах на благо родины, а тут бац! и какая-то деревенщина к власти приходит.


  • Метки текста:
назад
Справка#6
вперед
Бум! Продолжение

(не задано)
Разработка сайта, проектирование структуры, создание макетов страниц, отрисовка и оптимизация изображений.
Верстка сайтов по макету и с нуля в соответствии с протоколами WC3. Верстка по макету - от одного дня.
С 2011 года компания "АДИ-Моторс" предлагает весь комплекс услуг по продаже и лизинговому финансированию фронтальных погрузчиков марок XCMG и Doosan по всей России.
Семейство легкого коммерческого транспорта: шасси и фургоны, микроавтобусы в наличие и на заказ на площадке завода ЦТТМ или компании АВТ Моторс-официального дилера Ивеко.
...